Пять систем менеджмента

Пять систем менеджмента Пять систем менеджмента

Прежде чем детально рассматривать системы, целесообразно уточнить понятие «менеджмент». Многие понимают его, как дословный перевод, — «управление». На самом деле, оно несет более емкое определение и представляет собой систему управления бизнес-процессами на предприятии…

Функции менеджмента

Исходя из структуры бизнес-процессов, к ним можно отнести планирование, маркетинг, разработку, закупки, изготовление, продажи, логистику, поставки и эксплуатационное обслуживание или предоставление услуги и т. д. Участники семинаров и тренингов нередко сводят определение функций менеджмента к трем основным — организация, планирование, контроль. Но такой набор функций не является достаточным для обслуживания бизнес-процессов, управление которыми требует более широкого спектра действий:

  1. Постановка цели перед бизнес-процессом.
  2. Сбор информации о ситуации на рынке по данному бизнес-процессу.
  3. Анализ собранной информации.
  4. Формулирование выводов по результатам анализа.
  5. Выбор стратегии достижения цели.
  6. Планирование достижения цели. Определение задач и способов их решения.
  7. Разработка системы мотивации для решения задач и достижения цели.
  8. Контроллинг (поэтапный контроль) выполнения мероприятий плана по решению задач, направленных на достижение цели.
  9. Сбор информации по результатам контроллинга.
  10. Анализ результатов контроллинга и при необходимости корректировка цели.

Определив функции менеджмента, мы можем перейти к более детальному рассмотрению пяти систем управления бизнесом.

Административная система управления

Административное управление — это комбинация мер воздействия на подчиненных убеждением, принуждением или примером, с целью их мотивации для выполнения возложенных на них задач. Такую систему можно представить в виде пирамиды, на вершине которой стоит руководитель, ниже — заместители, затем начальники отделов, далее менеджеры по продажам товаров или услуг и конечный потребитель.

Эта система слабо работает в современном бизнесе. Она досталась нам по наследству от социалистической общественной формации и плановой экономики. Однако, как показывает мониторинг рынка Украины, 30–40% бизнес-структур все еще применяют ее.

Недостатки системы

  1. Очевидное влияние человеческого фактора, которое заключается в том, что информация, пройдя путь от руководителя до менеджера, претерпевает искажения.
  2. Информация об изменении ситуации на рынке первоначально поступает к менеджеру. Руководитель является ее вторичным получателем и вынужден принимать адекватное решение на основе искаженной информации.
  3. Эта система не успевает адекватно реагировать на изменения рынка, на который постоянно выходят новые фирмы и торговые марки.
  4. Эксплуатация системы возможна на предприятиях, не имеющих разветвленную структуру, численностью от 5 до 20 человек.

Целевая система управления

Целевое управление — это способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. Именно коллективные действия сплачивают сотрудников. Такой подход предполагает, что управляющий устанавливает совместно с каждым из своих подчиненных согласованные цели и задачи, определяющие ответственность последнего за ожидаемые результаты. Эти задачи становятся объектом контроля, сопровождения и оценки. Управляющий должен обозначить для каждого из сотрудников аппарата его задачи на ближайший и более длительный период, с тем, чтобы любой из них знал, чего от него ждут, чего следует добиваться в течение определенного периода времени, и какого качества должна быть работа.

Руководитель также обязан обеспечить исполнителя ресурсами, достаточными для доведения работы до конца, регулярно контролировать и анализировать ход достижения взаимосогласованных целей, оценивать коллективные результаты вместе с подчиненными и давать им необходимые советы и консультации.

Чтобы сосредоточить усилия на выполнении совместно установленных целей, управляющему следует позаботиться о том, чтобы вызвать у подчиненных наибольшую заинтересованность и мотивацию успеха, предоставив им право вырабатывать свой собственный стиль работы, всячески развивая инициативу и поощряя использование как новых, так и традиционных методов.

Составляющие поведения руководства

  1. Поддержка. Поведение, внушающее подчиненному чувство собственной значимости.
  2. Гармонизация отношений. Поведение, которое поощряет членов коллектива на развитие взаимовыгодных отношений.
  3. Акцент на достижение целей. Поведение, стимулирующее энтузиазм в достижении групповых целей или совершенства в работе.
  4. Содействие работе. Поведение, которое способствует достижению целей с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечения необходимыми ресурсами — инструментами, материалами, техническими знаниями.

Эффективное управление бизнесом

Управление персоналом является одной из ключевых функций, которая обеспечивает эффективную работу предприятия, ведущую к достижению поставленной цели с наименьшими затратами финансов и времени. Целевая система управления предполагает три уровня:

  1. Управляющий уровень , к которому относятся учредители, руководитель предприятия, начальники отделов, подразделений.Функция: выработка стратегической цели предприятия на ближайшие 1–2 года.
  2. Основной уровень . К нему относятся руководители подразделений, отделов, команд и их коллективы, роль которых — довести до коллектива стратегические цели предприятия.Функция: обозначение отдельных задач, требующих решений на пути достижения поставленных целей.
  3. Индивидуальный уровень . При нем каждый член команды или отдела вместе с исполнителем и руководителем определяют, какие задачи будет решать тот или иной сотрудник.Функция: разработка списка мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленные задачи.

После того, как каждый сотрудник подразделения составит перечень мероприятий по решению тех или иных задач, этот список выносится на обсуждение команды, отдела. Опыт показывает, что нередко разные члены команды выполняют одинаковые действия, а в случае недостижения предполагаемых результатов появляется возможность перенести ответственность на другого члена команды. Во избежание подобных последствий, необходимо в ходе обсуждения распределить действия между сотрудниками так, чтобы они не дублировались.

Информация, полученная при решении задач на основном уровне, доводится до управляющего состава, где она утверждается согласно стратегической цели. При такой схеме работы цель формируется и уточняется всем коллективом предприятия, при этом она становится реальной и объединяет людей.

После того, как стратегическая цель выработана, по аналогии разрабатываются и тактические цели на полугодие, год, а также оперативные цели на 1–3 месяца. Целевая система управления наиболее приемлема для предприятий, имеющих в своем составе 20–50 человек. Мониторинг рынка Украины показывает, что такую систему управления применяют порядка 20% фирм, к тому же большая часть из них применяет смешанную систему — административную и целевую.

Процессная система управления

Бизнес — это связанный набор однотипных действий (функций), которые преобразуют исходный материал или информацию в конечный продукт или услугу в соответствии с предварительно установленными правилами.

Цели определяют бизнес-процессы, а бизнес-процессы определяют требования к ресурсам, организационной структуре и информации.

Управляющие процессы

  • Стратегическое планирование
  • Управление рисками
  • Разработки новой продукции
  • Распределение ресурсов
  • Определение бизнес-процессов
  • Разработка стратегических целей

Основные процессы

  • Маркетинг
  • Продажа
  • Логистика
  • Планирование
  • Производство

Вспомогательные процессы

  • Подбор персонала
  • Повышение его квалификации
  • АСУ
  • Связь

Эффективное управление бизнес-процессом

Эффективная деятельность — качественная деятельность. Качество — это способность системы к адекватной реакции на внутренние и внешние изменения.

Адекватность реакции предполагает получение осмысленного решения за минимально короткое время. Вот как выглядит цикл эффективного управления:

111

Степень управления системой зависит от эффективного управления процессами. Эффективность управления зависит от степени понимания сути процессов и их целей.

Этапы освоения управления процессами

  1. Анализ и описание существующей деятельности, ошибок, процессов, структуры и информационного обеспечения.
  2. Создание модели деятельности и подготовка персонала (миссия — цели, процессы — ресурсы и информация).
  3. Создание плана перехода от одного этапа к другому с анализом риска.
  4. Создание и реализация технического проекта для информационной поддержки процесса.

Процессную систему управления необходимо использовать на предприятиях, имеющих в своем составе более 50 человек. Мониторинг рынка Украины показывает, что такую систему управления используют порядка 20% фирм.

Проектная (линейно-целевая) система управления

Такая система управления применяется в случае, если предприятие желает освоить новое направление деятельности либо разработать новый продукт или услугу. В этом случае назначается руководитель проекта, в подчинение которому предоставляются работники из других бизнес-процессов (либо со стороны).

Для эффективной работы этой системы управления необходимо учесть нижеследующие условия:

  • поставленная цель должна быть реальной;
  • руководитель проекта должен быть хорошим менеджером, способным объединить команду для достижения поставленной перед проектом цели;
  • в коллективе должны быть подобраны психологически совместимые люди, которые готовы поступиться своими амбициями во имя достижения цели, стоящей перед проектом.

Самообучающиеся быстроразвивающиеся компании

Быстроразвивающиеся компании (предприятия, фирмы) состоят из нескольких проектных команд, имеющих многолетний опыт работы над различными проектами. Эти команды обучают друг друга, поэтому они быстро развиваются, осваивая новые направления бизнеса, разрабатывая новые продукты, услуги. Основным условием для успеха этой системы управления, является систематическая четко спланированная программа постоянного самообучения.

ИТОГИ

  1. В настоящее время коммерческий рынок Украины находится в состоянии непрерывного роста в пределах 20–25% по каждому сегменту. Поэтому, если объемы продаж или выполненных работ на вашем предприятии ежегодно увеличиваются на 25%, то это скорее заслуга общего развития рыночной ситуации. В связи с этим на рынке отсутствует жесткая конкуренция, которая вынуждала бы руководителей применять более совершенные системы управления и меры, направленные на повышение эффективности работы фирмы, а также улучшение качества товаров и услуг.
  2. Более жесткая конкуренция в сегменте ликероводочных изделий и продуктов питания провоцирует появление новых торговых марок, сконцентрированных в руках предприятий-лидеров этих сегментов, постоянно работающих над совершенствованием своего продукта, структуры предприятия и системы управления.
  3. Проанализируйте, какая система управления применяется на вашем предприятии, и определите, в каком направлении ее надо совершенствовать.

Обратите внимание на наши тренинговые программы по развитию менеджерских навыков.

Статьи по теме: 

Метки
KPI ВИП водитель Деловая переписка тренинг Корпоративная культура Корпоративные тренинги Оценка деятельности Переговоры Принятие решений Сервис Тайм-менеджмент Тамара Воротынцева Тренинги для руководителей Управление временем аттестация бережливое производство бизнес-тренинги деловая переписка деловое письмо деловые переговоры имидж клиентский сервис ключевые компетенции компетенции компетенция корпоративный кодекс методы оценки персонала мотивация мотивация персонала наставничество нематериальная мотивация обучение персонала оценка деятельности персонала оценка персонала продажи развитие персонала тренинг по переговорам тренинг по переписке тренинг тренеров управление изменениями. управление проектами управление проектами тренинг успешные переговоры электронное письмо этикет эффективные продажи
Подпишитесь на нашу рассылку!

Почему нам доверяют
  • Стандартно высокое качество обучения, которое поддерживается благодаря постоянному развитию собственного штата тренеров.
  • Наши тренеры — это зрелые, состоявшиеся люди, с собственным опытом работы в реальном бизнесе.
  • Разумные цены. Мы ценим свой труд, но при этом стараемся снизить цены на тренинги для наших клиентов за счет оптимизации внутренних затрат.
  • Быстрое и оперативное решение организационных и юридических вопросов.
О наших программах
Мы в соцсетях
RSS     
Контакты

+7 (495) 228-09-71

E-mail : hr@training-partner.ru
Адрес: 115419, Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11 стр. 11, БЦ ABC Estate, офис 612
Метро: Ленинский проспект
© 2017 Корпоративные бизнес тренинги в Москве и по всей России- ТК "Бизнес Партнер", +7 495 228-09-71  Войти